В.Ф.Кудрявцев
Из книги
"Историческое
описание города Василя, Нижегородской губернии"
Нижний Новгород
типография
Нижегородского губернского правления
1877
ХМЕЛЕВСКАЯ
ЦЕРКОВЬ
В
васильской слободе Хмелевке находится другая городская приходская церковь.
По своему давнему основанию и по сохранившемуся в церкви внутреннему устройству,
она может составлять также замечательный памятник старины. Стариной веет
вся ее обстановка, иконостас и нижние округлые своды.
Самая
церковь построена только в 1708 году; освящение храма происходило 17 сентября
через казанского митрополита Тихона (Тихон, 21-й митрополит казанский,
помер в 1724 году).
Церковь
была каменная. В одну и ту же постройку был пристроен придельный алтарь
в честь преподобного Михаила Малеина, иждивением чебоксарского купца Михаила.
Разумеется, монастырская церковь могла здесь выстроиться на средства доброхотных
дателей, которые в прежнее время не скупились в пожертвованиях монастырям.
Но самый монастырь прославился ли строгой жизнью своих обитателей – не
известно.
Вообще
о жизни и полустолетнем существовании монастыря, равно и о причинах его
упразднения, не сохранилось никаких документов и даже преданий. Существование
монастыря прошло безследно: как будто бы его вовсе и не существовало. Ни
откуда тоже не видно, чтобы число монахов возросло здесь до высокой цифры.
В
1764 году монастырь был обращен в приходскую церковь. Как воспоминание
о монастыре, в хмелевской церкви сохраняются старинные священнические фелони
из кумача и травчатой бахты.
Храм,
по наружности, существует, исключая штукатурки, в прежнем виде. Во внутренности-же
церкви переделан только кирпичный пол, который заменен был в 1840 году
чугунными плитами (всего 200 плит); в приделе же выстлан алебастром. Так
как краска на иконах начала линять и, от долговременности стираться, то
в 1845 году разрешено было возобновить краски, не изменяя ликов. Подобное
распоряжение дало случай сохранить в целости древнюю иконопись здешнего
храма. На верху царских врат изображено, по освященному стариной обыкновению,
благовещение, внизу четыре евангелиста. Вол и лев у евангелистов Матвея
и Марка изображены с крыльями, кроме того лев пронзен кинжалом. Святой
Иоанн Предтеча изображен также с крыльями; в руках он держит чашу с своей
главой. На иконе этой написано вязью: "Святой пророк Предтечи Иоанн".
Николай
Чудотворец изображен без митры и палицы, в одной священнической фелони.
На иконе его написано: "Святый Никола Чудотворца". Алексей Божий человек
изображен полунагим. Медные, но посеребренные ризы находятся только на
следующих иконах: Вседержителя, троицы и вечери господней. Старинное расположение
внутри церкви сохранилось вполне: своды круглые, низкие и неровные, окна
маленькие и поставлены высоко; зимний придел слишком мал и похож скорее
на часовню, хотя он сам по себе разделен еще на два придела.
Проход
в холодную или летнюю половину церкви так мал и низок, что при богослужении
едва сюда доходят неясные звуки пения, хотя вся церковь с летней и зимней
половиной составляет в длину не больше 4 сажень. Алтарь холодной церкви
составляет как бы особую приделку; расположение иконостаса прямое; он самого
простого устройства, резных украшений в нем вовсе нет: вероятно, монахи,
соорудившие эту церковь, не гнались за роскошью, или всего вернее, у них
средств едва достаточно было для того только, чтобы соорудить маленький
храм молитвы.
Сохранилось
следующее предание о том, почему хмелевская церковь, стоявшая в троицком
мужском монастыре, посвящена была казанской Богоматери. К хмелевской церкви
принадлежат две часовни, стоящие при ключах, из которых один носит название
Святого ключа, другой – Супротивного. Между прочим скажем, что этот последний
течет против солнца за что, по всей вероятности, и получил такое название.
В
одну из упомянутых часовен проведена вода из Святого ключа, бьщего из-под
двух камней. Вода эта отличного вкуса, и этот ключ особенно почитается
окрестными жителями. Черемисы даже приписывают обоим ключам целебную силу:
в случае, например, болезни отрывают лоскут носильного платья больного
и вешают его в часовне – болезнь де проходит.
Этот
Святой ключ стоял, по преданию, выше; вода текла из горы с востока в таком
большом количестве, что часто затопляла мельницу, устроенную на речке Хмелевке.
Содержатель мельницы сильно роптал на это, и даже, как говорит предание,
произносил на бога хульные слова. Поэтому вода, будто-бы, скрылась в прежнем
месте и потом стала течь ниже по речке Хмелевке, в том самом месте, где
теперь находится Святой ключ. Сверх того, на новом месте течения ключа
найден был образ казанской Богоматери, в честь которой, и как бы в воспоминание
этого события и посвящен был храм.
Здесь
же, в Хмелевке, главным образом, чествуется не праздник Богоматери, а праздник
усекновения главы Иоанна Предтечи, бывающий 29 августа. К этому дню стекается
большое число богомольцев из окрестных селений и бывает торжок. На украшение
и содержание церкви положен в 1869 году казанским купцом Бабушкиным капитал
в 750 р, с которого церковь получает проценты.
Церковные
сосуды ее – потир, дискос, звезда, лжица, два блюдечка, ковш для теплоты,
ковчег, дароносица – все серебрянные и вызолоченные. Хмелевской церкви
дано 33 десятины земли, которую причт ее отдает в наем, получая за это
200 пудов ржи и 60 пудов ячменя .
В
каменной церкви стояла отдельно деревянная колокольня. В 1872 году колокольня
эта сломана и заменена вновь выстроенной каменной колокольней. В притворе
старой колокольни изображены были святители, а по середине ветхозаветная
троица. В кладовой ее мы нашли старинную церковную утварь, иконы и между
прочим царские врата без всякой резьбы, узоров и украшений. Изображений
на иконах, за слиняемостью красок, трудно было определить. Эти врата и
иконы, вероятно, перенесены были из другой, более древней васильской церкви.
Кладбище
находилось прежде при церкви, а потом с 1832 года ему отведено место в
63 саженях от прежнего кладбища; в ограде церкви похоронены некоторые из
васильских чиновников. К хмелевской церкви причислены еще две деревни:
Петухино и Шешмара; жители последней – новокрещенные черемисы. Эти и соседние
черемисы относятся к хмелевской церкви с особенным расположением .